МОЖНО И НЕЛЬЗЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

 

Первые правила входят в жизнь ребенка со словом нельзя: нельзя трогать, брать, делать. Нельзя колоть себя булавкой, трогать огонь будет больно тебе; нельзя толкать другого, ломать его вещи будет больно (физически или психологически) другому. Некоторые нельзя меняются по мере взросления ребенка: малышу нельзя трогать ножницы, а дошкольнику - можно.

Запреты необходимы, чтобы сделать возможным сосуществование множества людей, с их разными, иногда противоречивыми желаниями. По большому счету нельзя то, что причиняет вред (психологический или физический) самому человеку или его окружению, все остальное можно.

Правила о правилах

Порой ребенок не понимает слово нельзя и из-за этого определенный этап его детства превращается для него в череду неприятностей. Чтобы этот период прошел в жизни семьи относительно спокойно, рекомендуется соблюдать несколько правил.

                В жизни каждого ребенка должны быть правила (ограничения, требования, запреты).

                Правил не должно быть слишком много (это те нельзя, которые опасны для жизни и здоровья ребенка).

                Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (например, детям больше, чем взрослым, нужно двигаться, исследовать предметы, пробовать свои силы).

                Правила должны быть согласованы взрослыми между собой (если мама запрещает, а папа разрешает, то ничего не получится).

                Интонация, в которой сообщается запрет, должна быть дружественной, а не повелительной.

                Правила должны выполняться всегда, независимо от настроения взрослых.

 

Как обучить ребенка реагировать на ограничения?

Обучать этому надо как можно раньше. Как только ребенок пытается совершить то, что нельзя (например, покрутить на газовой плите краники), взрослый отдаляет ребенка от запретного и, глядя ребенку в глаза, говорит строго нельзя.

Если в дошкольный период ребенок растет в атмосфере вседозволенности, его желания и действия не встречают разумных ограничений, то у него не формируется важнейшая способность способность самому (произвольно) управлять своим поведением. Есть понятие хочу. А понятие надо отвергается. Для таких детей начало школьного обучения очень сильный стресс, когда ребенок сталкивается с запретами за пределами семьи. Вседозволенность возникает тогда, когда дети чувствуют: родители не в силах настоять на своем. Правила должны иметь четкие границы. Некоторые правила ребенок будет усваивать быстро, другие же потребуют больше времени. Если что-то не сразу получается, запаситесь терпением. Нужно помногу раз повторять одно и то же, прежде чем ребенок вырастет приспособленным к жизни человеком.

 

Чем более конкретны можно и нельзя,

 тем проще ребенку понять, чего вы от него хотите!